Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS                                                                                                                                               Пятница, 19.04.2024, 03:32
       
        МАОУ СОШ № 5
       г. Ишима
           Тюменской области

Поиск на сайте
Наша школа
Год экологии
Тюменский край
Знай каждый
Об образовании
12 декабря
Памятные даты
Ключ к жизни
Яндекс метрика
Яндекс.Метрика

Роль профориентации в школе

     Роль профориентации в школе

 

Профессиональное самоопределение личности – сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Переход к новым социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к профессиональному работнику. На первый план выходят такие личные качества, как предприимчивость, интеллектуальность, ответственность, социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные решения и т.д.

         Целью системы профессиональной ориентации, в рамках общеобразовательной школы, является формирование у обучающихся  способности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую  личностным особенностям выпускника школы  и запросам на рынке труда.

         Школа должна оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям, создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня информированности о мире современного профессионального труда.                                              

        Результатом профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор будущей профессии. Поэтому необходимо сосредоточить внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности, оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить обучающихся со способами достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке избранной профессии и саморазвития в ней.

В течение всего учебного года педагоги должны: знакомить учащихся с различными специальностями в профессиях; вооружить знаниями и умениями, которые понадобятся в практической деятельности, а также обеспечить обучающихся возможностью соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.             

  Педагогом-психологом школы должна проводиться работа по профориентации. Профессиональное самоопределение учащихся -  приоритетная задача  работы психолога в старшей  школе, так как выбор профессии подросток должен сделать осознано, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда проще поступить».

В процесс профориентации  входит несколько этапов. Первый этап – это самопознание и обретение личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных ситуациях.

Диагностика профессиональных интересов и склонностей школьников – важнейший компонент в профориентации. Современный взгляд на профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным мастерством необходимы положительная мотивация, то есть желание работать, а также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.

После анализа творческих работ учащихся, результатов диагностик и  анкет, педагог-психолог и классный руководитель дадут школьникам и их родителям примерные рекомендации по дальнейшему обучению: профильный или общеобразовательный класс.

Классным руководителем планируется внеклассная работа с обучающимися и их родителями по профессиональной ориентации, через беседы, родительские собрания и классные часы, имеющие целью подготовку к самоопределению в профессии, где их знакомят с «секретами» выбора профессии («хочу-могу-надо»). Одной составляющей работы классного руководителя по профориентации является организация встреч с бывшими выпускниками, ныне работающими или являющимися студентами вузов. Пожалуй, эти встречи оказывают самое сильное влияние на определение дальнейшего пути школьников.

         «Хочу» - это склонности, желания, интересы личности. Учащиеся с 1-9 класс получают различные сведения от родителей, учителей, одноклассников и окружающих их взрослых сведения о профессиях и у них формируются (или не формируются) желания  и интересы.

         Анализ анкет позволяет дать учащимся рекомендации в том, какого типа профессию им выбрать: «человек-человек, человек-знаковая система, человек-природа, человек-техника, человек-художественный образ».

        Эта работа помогает школьнику определить, что он может: «Могу» - это человеческие возможности. Беседы и классные часы, на которых учащиеся выступают с сообщениями о том, какие профессии, специалисты требуются в нашем городе, области, регионе, формируют представления о потребностях рынка труда.

         Конечно, основная углубленная работа по профориентации начнется с 10 класса: на уроках, на элективных курсах, во внеклассной и внешкольной работе формируются представления о профессиях, соответствующих выбранному профилю. Старшеклассники будут знакомиться с требованиями к специалистам; качествами, необходимыми для профессии, а также узнают об учебных заведениях, где можно получить выбранную профессию. На классных часах учащиеся представляют сведения о  выбранных профессиях, рассказывают о различных специальностях, о требованиях, предъявляемых профессией, необходимых качествах личности. Оформляют выставки, подборки материалов по интересующим их профессиям.

      Данная работа невозможна без моральной поддержки родителей, которая может помочь их детям осуществить свою мечту, а классному руководителю организовать эту работу.

      Не каждому молодому человеку сразу удается найти свой профессиональный путь: кто-то ошибается и изменяет свой выбор,  а кто-то целенаправленно движется к намеченной цели и достигает больших успехов.

TABUN
Учитель года
Правила приёма
Электронный журнал
ВсОШ
Профильные классы
Переводной экзамен
ОГЭ
ЕГЭ
Наш проект
ГТО
Сетевичок
Ознакомься!
Светоотражатели

Copyright MyCorp © 2024