Профессиональное самоопределение личности – сложный и
длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Переход к новым
социально-экономическим отношениям вызывает изменение роли человека в
хозяйственной системе общества, пересмотр требований к нему как к
профессиональному работнику. На первый план выходят такие личные качества, как
предприимчивость, интеллектуальность, ответственность,
социально-профессиональная мобильность, способность принимать самостоятельные
решения и т.д.
Целью
системы профессиональной ориентации, в рамках общеобразовательной школы,
является формирование у обучающихсяспособности выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально
соответствующуюличностным особенностям
выпускника школыи запросам на рынке
труда.
Школа должна
оказывать помощь обучающимся в адаптации к новым производственным отношениям,
создавая условия для личностного психологического роста и повышения уровня
информированности о мире современного профессионального труда.
Результатом
профессионального самоопределения, в старшем школьном возрасте, является выбор
будущей профессии. Поэтому необходимо сосредоточить внимание старшеклассников
на формировании профессионально важных качеств в избранном виде деятельности,
оценке и коррекции профессиональных планов, знакомить обучающихся со способами
достижений результатов в профессиональной деятельности, самоподготовке
избранной профессии и саморазвития в ней.
В течение всего учебного года педагоги должны: знакомить
учащихся с различными специальностями в профессиях; вооружить знаниями и
умениями, которые понадобятся в практической деятельности, а также обеспечить
обучающихся возможностью соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности.
Педагогом-психологом
школы должна проводиться работа по профориентации. Профессиональное
самоопределение учащихся -приоритетная
задачаработы психолога в старшейшколе, так как выбор профессии подросток
должен сделать осознано, а не вслед за друзьями, по совету взрослых или «куда
проще поступить».
В процесс профориентациивходит несколько этапов. Первый этап – это самопознание и обретение
личных приемов самоанализа и саморефлексии. Это одна из первых и существенных
задач при первом в жизни выборе профессии: научиться анализировать себя в
контексте некоторой системы требований и условий, освоить и присвоить способы
самоанализа и самоизучения, которые потом пригодятся в жизни в самых разных
ситуациях.
Диагностика профессиональных интересов и склонностей
школьников – важнейший компонент в профориентации. Современный взгляд на
профессиональную успешность заключается в том, что она формируется в трудовой
деятельности, а не дана человеку от рождения. Для овладения профессиональным
мастерством необходимы положительная мотивация, то есть желание работать, а
также соответствующие способности, на основе которых формируются навыки.
После анализа творческих работ учащихся, результатов
диагностик ианкет, педагог-психолог и
классный руководитель дадут школьникам и их родителям примерные рекомендации по
дальнейшему обучению: профильный или общеобразовательный класс.
Классным руководителем планируется внеклассная работа с
обучающимися и их родителями по профессиональной ориентации, через беседы,
родительские собрания и классные часы, имеющие целью подготовку к
самоопределению в профессии, где их знакомят с «секретами» выбора профессии
(«хочу-могу-надо»).Одной
составляющей работы классного руководителя по профориентации является
организация встреч с бывшими выпускниками, ныне работающими или являющимися
студентами вузов. Пожалуй, эти встречи оказывают самое сильное влияние на
определение дальнейшего пути школьников.
«Хочу» - это
склонности, желания, интересы личности. Учащиеся с 1-9 класс получают различные
сведения от родителей, учителей, одноклассников и окружающих их взрослых
сведения о профессиях и у них формируются (или не формируются) желанияи интересы.
Анализ анкет
позволяет дать учащимся рекомендации в том, какого типа профессию им выбрать:
«человек-человек, человек-знаковая система, человек-природа, человек-техника,
человек-художественный образ».
Эта работа
помогает школьнику определить, что он может: «Могу» - это человеческие
возможности. Беседы и классные часы, на которых учащиеся выступают с
сообщениями о том, какие профессии, специалисты требуются в нашем городе,
области, регионе, формируют представления о потребностях рынка труда.
Конечно,
основная углубленная работа по профориентации начнется с 10 класса: на уроках,
на элективных курсах, во внеклассной и внешкольной работе формируются
представления о профессиях, соответствующих выбранному профилю. Старшеклассники
будут знакомиться с требованиями к специалистам; качествами, необходимыми для
профессии, а также узнают об учебных заведениях, где можно получить выбранную
профессию. На классных часах учащиеся представляют сведения овыбранных профессиях, рассказывают о
различных специальностях, о требованиях, предъявляемых профессией, необходимых
качествах личности. Оформляют выставки, подборки материалов по интересующим их
профессиям.
Данная работа
невозможна без моральной поддержки родителей, которая может помочь их детям
осуществить свою мечту, а классному руководителю организовать эту работу.
Не каждому
молодому человеку сразу удается найти свой профессиональный путь: кто-то
ошибается и изменяет свой выбор,а
кто-то целенаправленно движется к намеченной цели и достигает больших успехов.